В тени подсознания

В гармонии с миром –в гармонии с собой.

Автор. Баучкин Андрей.

 

О социальных ожиданиях.

 

Часто человек становиться таким, каким его хотят видеть окружающие, и этот процесс начинается с детства. Если родители хотят видеть в своем ребенке развитую, по их меркам, личность, то начинают «развивать» ребенка, заставляя его ходить в различные кружки и школы.

Повзрослев, молодой человек также подчиняется ожиданиям общества, в которое попадает, как правило, следуя в русле тех требования и подсознательных ожиданий, которые предъявляют к нему окружающие люди. Процесс понятен и оправдан – если хочешь жить нормально и общаться с окружающими людьми, делай то, что от тебя требуется. Но здесь есть и обратная сторона. Человек ищет способ выжить в том обществе, в котором он оказался в силу обстоятельств, и не задается целью быть самим собой.

Уверенность ассоциируется с успешностью в обществе и общество ждет от подрастающей молодежи, что та будет оправдывать эти ожидания, демонстрируя уверенность, а заодно  успешность. Но уверенность обретается молодыми людьми  часто не за счет разрешения сомнений в тех областях собственного подсознания, где эти сомнения присутствуют, а за счет отказа от этих областей. Человек как бы говорит себе : «Я хочу быть уверенным, я хочу выглядеть уверенным, я отказываюсь от сомнений и от того, что несет эти сомнения». При этом он сам ставит себе рамки, ограничивая собственную деятельность только тем в чем уверен. Поле его деятельности, сфера его интересов резко сужается. Подсознание человека можно условно разделить на три части - это то, что он знает и в чем уверен, то, что он знает, но в чем сомневается и то, чего не знает вообще. Для достижения уверенности  существуют только два пути, либо человек занимается только тем, в чем уверен, убирая из своей жизни сомнения, а заодно и области знаний, в которых он сомневается, тем самым, ограничивая себя, либо приобретая дополнительные знания и навыки и расширяя тем самым сферу своей уверенности.

Находясь в том или ином обществе, человек надевает соответствующую маску, в терминологии К.Юнга, персону. Эта маска или персона, по сути, является средством психологической защиты и меняется в зависимости от времени, места и, в особенности, от тех людей, с которыми человеку приходиться сталкиваться.

Изо дня в день, проявляя один и тот же образ, нося одну и ту же маску, человек за много лет отождествляется с ней, и становиться не тем, кем он является на самом деле, а тем, кем кажется, точнее тем, кого хотели бы видеть в нем окружающие люди. Эта идентификация с одной ролью в жизни проявляется в ответе на вопрос: «Кто ты»? и, отвечая на поставленный вопрос, человек зачастую идентифицирует себя с профессиональной точки зрения - «Я бухгалтер», «Я пенсионерка»,  «Я начальник» и т.п.

Человек становиться самим собой, только оставаясь в одиночестве. В то же время, оставаясь наедине с собой, некоторые люди чувствуют скуку, хандру или тоску. Они убегают от самих себя. Им нужно хоть какое общение, новые впечатления, скандалы и ругань тоже сойдет, лишь бы не оставаться в одиночестве.

 

Когда люди знают друг друга давно, то они, как правило, подстраиваются под другого, персонализируют себя, надевают определенную маску, таким образом, чтобы по собственному мнению наилучшим образом соответствовать образу себя в представлении другого. Запас таких масок у каждого нарабатывается за время жизни  и у каждого достаточно большой, для каждой ситуации своя маска. На работе человек «Начальник», дома с детьми он «Заботливый отец» и «Любящий муж» с друзьями он «Свой парень», но каждый раз та или иная маска скрывает истинное «Я» человека, его истинные мысли и чувства и отношения. Персона это по сути ложное «Я» человека.

Две бессознательные потребности, потребность в общении и потребность в безопасности находят через персонализацию компромисс, когда осуществляется общение и посредством персоны строится психологическая защита.

В отличие от длительных отношений, первый контакт не несет в себе подсознательной потребности быть в состоянии защиты, при общении  с тем или иным человеком.  При первом контакте, не зная, что ожидать от собеседника,   человек проецирует на него то подсознательное, которое волнует больше всего его самого. Причем первым контактом можно назвать такой контакт, когда человек хоть немного, но открывается, что происходит совсем не обязательно при первой встрече. При первом контакте еще не построена психологическая защита в виде персоны и есть возможность наиболее полно наблюдать человека таковым, каков он есть на самом деле. Совсем не зря сказал еще Марк Твен «Бойтесь первого впечатления – оно, как правило, верно».

Но достучаться до истинного «Я» человека можно и по-другому. Достаточно дать человеку почувствовать, что он находится в безопасности, что ему не следует ожидать неприятных переживаний. Принимая человека таким, каков он есть (или создавая впечатление принятия), со всеми его «хорошими» и «плохими» сторонами, не осуждая его и не критикуя и тем самым как бы лишая отношения фундамента для дальнейшего  создания персоны или ложного «Я», можно добиться от него откровенности к той или иной степени.

В качестве примера приведу случай знакомства с женщиной. Первая встреча с ней состоялась после  её звонка в ответ на объявление в газете. Она предложила себя в качестве посредника, при этом в ходе разговора с её стороны прозвучала мысль, что в ходе работы можно ненароком и обмануть клиента. Однако, как выяснилось в дальнейшем, она пыталась обмануть не только клиента, но и меня.

 

Все мы являемся членами общества. Это общество может быть обществом в самом широком смысле слова, а может быть достаточно маленьким – ячейкой общества, в любом случае желая оставаться членом того или иного «общества», мы принимаем правила и положения, по которым это общество живет, часто идя на компромисс, жертвуя частью своих собственных интересов. Для нас важно быть, в первую очередь, членом данного общества. Процесс этот идет  всегда на более-менее осознанном уровне и человек, как правило, может ответить на вопрос (по крайней ере для себя самого) почему и зачем он является частью того или иного коллектива или группы людей.

Сложнее дело обстоит тогда, когда, когда человек пытается объяснить свое, часто неадекватное, поведение будучи членом той или иной группы людей. Захваченный чувствами, доминирующими в коллективе, в группе, в «толпе», человек делает порой то, что потом не  в состоянии объяснить. Подсознательная установка человека в такой момент времени примерно следующая – делай как все, либо ты не член данного общества. Чтобы избежать в дальнейшем неприятных разборок, человек старается быть как все.

Наиболее ярко доминирование чувств большой группы людей можно отследить на своем собственном самочувствии, сравнивая свои чувства, которые испытываешь, скажем, как болельщик на стадионе, заполненном многотысячной толпой и своё собственное состояние через несколько часов после игры.

Примерно то же самое можно заметить, находясь в рядах демонстрантов или митингующих, когда все вокруг проявляют эмоции, и сам, поддавшись захлестнувшим чувствам, начинаешь проявлять свои эмоции.

Еще один пример, знакомый, наверное, каждому. Зайдя в общественный транспорт, самочувствие меняется. Каждый замечал, что люди в общественном транспорте создают впечатление некоторой закрытости и отрешенности и это состояние передается и всем вновь входящим.

Но все мы являемся не только членами той или иной группы или толпы, которую можно наблюдать непосредственно и чувства которой можно при некоторой тренировке отфильтровывать от своих собственных.  Все мы являемся и членами общества,  в целом, которое нельзя наблюдать непосредственно во всем многообразии его проявлений, но которое также оказывает  влияние на сферу чувств каждого человека, но это влияние практически всегда не осознается.

В этой связи  вспоминается случай, связанный с выборами в Гос, Думу  в 1996 г. После того как выборы были закончены, я спросил у одного своего коллеги, за кого он голосовал. Он ответил, что голосовал за ЛДПР, но хотел голосовать «Яблоко».  Когда же я его спросил, что же заставило его голосовать не за тех, за кого он хотел, вразумительного объяснения у него не нашлось.

И так бывает гораздо чаще, чем можно предположить. Делая что-то, мы далеко не всегда можем сказать, почему мы делаем именно это и, вообще, для чего мы это делаем, оправдывая свое неведение подсказками интуиции.

Тут следует задаться вопросом. А что такое интуиция?  Как представляется, интуиция это знания, информация и опыт переживаний, записанный в чувствах. Абсолютная часть информации поступает извне, воспринимается как норма и не подвергается критике сознания. Псвязанный с выборами в Гос, Думу  в 1996 г.яние практически всегда не осознается.которе оказывает ственно и чувства которой мо Именно полученная когда-то и забытая информация, резонирует в чувствах  с тем, что когда-то было заложено в глубоко подсознательную память  и воспринимается на данный момент. Но когда-то полученная информация может быть получена по собственной инициативе, а может  быть навязана извне, что и происходит чаще всего. Т.е. получается, что в основе интуиции лежат установки, предложенные когда-то и кем-то и воспринятые человеком как свои собственные.

Нередко такие установки приобретаются не на базе своего собственного опыта, а на основе опыта других людей. Иллюстрацию к данному положению нашел на одном из сайтов в Интернете в статье С. Пискуновой. Привожу цитату из этой статьи:

«Речь идет о более чем тридцатилетнем эксперименте, проведенном с обезьянами макака. На острове Косима в Японии обитала стая макак. Ученые кормили макак сладким картофелем, предварительно разбросав его в песке. Обезьяны любили картофель, но им не нравился песок на нем. Одна из маленьких обезьянок решила эту проблему естественным образом - перед употреблением промывала картофель в воде. Вскоре она же научила этой нехитрой премудрости свою мать. Через некоторое время /кстати, достаточно продолжительное/, все обезьянки на острове освоили эту нехитрую манипуляцию. Жили они в достаточно закрытой территориально зоне и ничего в этом удивительного не было. В один прекрасный день, когда количество обезьянок, освоивших это действие, достигло некоторой критической цифры /ученые ее оценивают как число особей равное 100/, ту же манипуляцию с картофелем стали проделывать все макаки независимо от места жительства. Ученые пошли дальше и подобный эксперимент провели с человеком, получив абсолютно аналогичный результат / речь шла не о песке и сладком картофеле, а о более сложных экспериментальных методах, основанных на распознавании определенных образов/».*

Образы, определенная система ценностей и определенное отношение к этой системе порожденные в одном месте человеческого сообщества могут быть передана распространены на другое и даже на все сообщество, более того, они могут быть целенаправленно навязаны, что зачастую и делается  ежедневным повторением.

Расширяя сферу приложения проведенных экспериментов, можно прийти к выводу, что достаточно относительно небольшой группе людей придерживаться определенной системе одних и тех же образов или однозначной системе установок и они со временем  будут неосознанно распространяться на остальную часть человечества, не зависимо от желания и воли последней.

 

Подпись: *Светлана Пискунова. Манипуляция общественным сознанием или «феномен сотой обезьяны».

Связаться с автором можно  здесь

Hosted by uCoz