В тени подсознания

В гармонии с миром –в гармонии с собой.

Автор. Баучкин Андрей.

 

Мир условностей, в котором мы живем.

 

Обучая своих детей, взрослые люди часто ссылаются на какие-то общественные  ценности, неизменно говоря «Так принято в обществе» или «Так положено». Кем принято? Кому и куда положено?  А кому не положено? Эти вопросы не рассматриваются, считая их лишними. Но именно ответы на эти вопросы позволяют приоткрыть завесу над теми условностями, в океане которых мы постоянно пребываем.

Мир, в котором мы живем, обусловлен различными правилами, условиями, положениями и законами, в общем, говоря, условностями и эти условности придумали люди. С каждым годом таких положений и законов становится все больше и больше.

 Законы уголовного и гражданского права, положения трудового законодательства регулируют жить каждого человека, начиная буквально с момента рождения, а то и раньше. Правила поведения в общественных местах, начиная от правил этикета и протокола проведения официальных церемоний, заканчивая правилами посещения магазина или кинотеатра, включая правила дорожного движения – все это условности, призванные как-то упорядочить жизнь людей в обществе.

 Существует огромное количество условностей, регулирующих нашу жизнь на уровне власти законодательной и исполнительной, но существует не меньшее, а может даже большее количество условностей, которые нигде не прописаны, но они, тем не менее, настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их уже даже и не воспринимаем, а считаем как само собой разумеющееся.

Одна из таких условностей – календарь. До введения календаря в современном виде, начало года отсчитывалось в зависимости от положения Солнца и Земли. Некоторые считали началом года день весеннего равноденствия, позднее, за точку отсчета стали принимать день осеннего равноденствия. Еще позднее первым днем Нового Года стали считать первое января, но почему-то мы живем по календарю от Рождества Христова (что, вообще говоря, тоже условность), но при этом само Рождество не совпадает с первым числом.

Любая условность это договоренность между людьми и общество не могло бы существовать, если бы люди не могли договаривать между собой.  Границы государств, правила пересечения этих границ и правила проживания в том или ином государстве – все это условности. Речь, в целом, и слова, в отдельности, это тоже условности, призванные облегчать процесс понимания при общении друг с другом. Письменная речь и алфавит, который лежит в основе любой письменной речи, это символы, условные обозначения, назначение которых хранить и передавать информацию в таком символьном, закодированном виде.

Еще одна условность, о которой хотелось бы сказать отдельно, это деньги. Деньги этот тот условный продукт, на который можно обменять время и качество затраченного собственного труда. Но даже здесь присутствуют условности, точнее сказать, условия при которых результаты одного и тоже, казалось бы, труда могут быть оценены по-разному разными людьми.

Мы приходим на работу и получаем зарплату при каких-то условиях выполнения этой работы. Мы приходим в магазин, тратим заработанные деньги на тех условиях, которые предлагает этот магазин.

Деньги, как ценность тоже условна. Существует немало примеров, когда люди находят деньги давно вышедшие из обращения и эти деньги ничего не стоят, на них ничего нельзя приобрести. Многие помнят как обесценились советские деньги в 1991 года. Денежная реформа это смена одних условий на другие, поменялись условия – поменялись и ценности. И здесь достаточно наглядно видно, что деньги это ценности весьма относительные.

Все условности общества  не просто упорядочивают жизнь общества, они накладывают определенные ограничение на само это общество. Чем более общество цивилизовано, тем больше оно накладывает само на себя ограничений. Жизнь общества существует только в определенных рамках  и эти рамки, в конечном итоге, ставятся обществом ради собственного выживания. Как это ни парадоксально звучит, но чем более общество цивилизовано, тем оно более ограничено. Общество принимает то, что лежит внутри этих рамок или условностей и не принимает то, что вне их. Развитие общества ограничивается рамками или условиями, которые ставит само общество. Равно как развитие в рамках общества будет ограничено этими рамками. Все условности, которые ограничивают жизнь человека весьма относительны. Государства меняют свои границы, и если раньше люди отдавали жизни за ту или иную страну, то ныне этой страны даже нет на карте. Общественные ценности также меняются со временем. Если в средние века той или религиозной концессии придавалась придавалось первостепенное значение, то в настоящее время, представитель различных концессий пытаются найти не разногласия в своих учениях о общие моменты, которые их объединяют.

Если попытаться отследить на что опираются те или иные законы, правила. положения и различные условия, которые окружают нас в нашей жизни, то мы обнаружим, что они в свою очередь опираются на другие условности, в конце концов мы приходим к тому, что изначальные условности это заповеди, которые предоставил бог.  Но что такое бог? В разные времена и у разных народов представления о боге были тоже разные. Это мог быть сонм богов у древних египтян, или Олимп, занятый богами у древних греков и римлян, или  единственный Иисус Христос у христиан, или это духи природы во главе с Великим Духом у индейцев. В любом случае единого представления о боге никогда не было, а временное представление ограниченной группы людей это и есть условность. Вот и получается, что мы живем в мире условных представлений, в основе которых лежит представление о боге, которое представляет собой также условность.

Мы проживаем жизнь в мире условностей, принимая эти условности или идеи, как данность, и строим свои отношения с миром на основе этих идей.  Люди и ориентируются, воспринимая идеи настоящего и веря в них, веря в условности, обозначенные людьми. Идеи предложенные одними, это условия, при которых другие играют в жизнь по правилам первых, а как известно, кто создает правила, тот и выигрывает. По большому счету мы все живем в мире условностей, созданном немногими, с выгодой для себя, при этом все остальные принимают эти условия и часто верят в их непоколебимость. А то, во что веришь, критике не подвергается.

 

 

Первоочередная задача общества это задача выживания, поэтому в рамках общества развитие человека может быть обусловлено только стремлением выжить. Иными словами  развития ради выживания в обществе.

Для того чтобы развитие личности было действительно эффективным, нужно выйти за рамки тех ценностей, которые предлагает общество, позволить себе быть как бы вне общества, с возможностью потерять то, что значимо для общества, и то, что им ценится.

Общество открещивается от людей преступивших закон, и наказывает их, но законы эти созданы обществом, для защиты ценностей этого  общества, которые придуманы также им самим.

Человек по-настоящему может развиваться только тогда, когда ему тесно в рамках общественных условностей, когда он осознано ищет ценности, на которые можно опираться, за пределами тех установок, которые порождаются обществом.

В отличие от преступника, который преступает закон, выражая свой подсознательный протест против тех условий и тех общественных отношений,  в которых ему пришлось оказаться, человек ищущий не будет проявлять протест против общества, скорее наоборот, общество будет всячески нападать на такого человека, выворачивая его слова и дела наизнанку. Общество боится таких людей, создающих прецедент для разрушения устоев самого общества.

Таких людей оклеветывают, извращают дела и слова, в худшем случае убивают, иногда делая из их героев и мучеников.

Связаться с автором можно  здесь

Hosted by uCoz